Телефоны:

8(34766) 3-10-80 (Приемная)
8 (34766) 3-22-47 (заместитель директора по УВР старшего блока)
8 (34766) 3-17-10 (заместитель директора по УВР младшего блока)

e-mail: school4_08@mail.ru
МЕНЮ
Погода


Об индивидуальном обучении на дому

 

Об индивидуальном обучении на дому

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется такое обучение детям, которые по медицинским показателям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение обучающимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса. 

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п. 2 ст. 51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому).

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ; во-вторых, вариативность организации занятий с детьми (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводятся в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Организация  индивидуального  обучения  на  дому.

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ребенок.

Основанием для организации индивидуального обучения на дому является письменное заявление родителей (законных представителей) на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения, копия справки об инвалидности (если имеется) и решение ПМПКа. На их основе (копии справок прилагаются) в отдел образования подается ходатайство,  составляется индивидуальный учебный план, который согласуется и подписывается начальником отдела образования, расписание занятий на каждого ученика отдельно. По представленным  документам  отделом  образования издается приказ на  индивидуальное обучение детей на дому, что  является основанием назначения  учителей и их тарификации, которые будут заниматься с обучающимися,  а также издается приказ по общеобразовательному учреждению директором на каждого ребенка данного контингента.

При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому.

Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется в следующем объеме:

1 – 4- ые классы

5 – 7-ые классы

8 – 9-ые классы

10–11- ые  классы

8 часов в неделю

10 часов в неделю

11 часов в неделю

12 часов в неделю

Если период обучения на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому в медицинской справке не указан, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата включается в тарификацию.

Во время нетрудоспособности учителя администрация школы с учетом кадровых возможностей обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем. Если сроки проведения уроков переносятся на другое время, оно согласуется с родителями (законными представителями), а заместитель директора по учебно-воспитательной работе или иное ответственное за данное направление лицо готовит распоряжение о переносе занятий с указанием точного времени.

 В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать пропущенные часы. Сроки отработки согласовываются с родителями (законными представителями).

В случае, когда проведение занятий с больным учеником прекращается раньше срока, администрация образовательного учреждения представляет в бухгалтерию приказ о снятии учебной нагрузки.

Права и обязанности участников образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому.

Участниками образовательного процесса, реализуемого в форме индивидуального обучения на дому,  являются обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники (учителя, администрация школы).

Права и обязанности обучающихся.

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому имеет право:

- получать полное общее образование в соответствии с государственным стандартом;

- вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

- на уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, свободу информации, а также – моральное и материальное поощрение за успехи в обучении.

Обучающийся в форме индивидуального обучения на дому обязан:

- соблюдать требования образовательного учреждения, прописанные в

локальных актах школы;

- добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

- уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

- соблюдать расписание занятий;

- находиться дома в часы, отведенные для занятий согласно индивидуальному расписанию;

- вести дневник, тетради (если нет соответствующих медицинских ограничений).

Права и обязанности родителей (законных представителей).

Родители (законные представители) детей имеют право:

- защищать законные права ребенка;

- вносить предложения по организации образовательного процесса и содержанию образовательных программ, аргументировав их необходимость, но с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и творческих интересов ребенка;

- обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации образовательного учреждения, в управление образования;

- присутствовать на занятиях с обоюдного согласия с администрацией образовательного учреждения;

Родители (законные представители) детей обязаны:

- выполнять  требования образовательного учреждения, прописанные в локальных актах школы;

- поддерживать и стимулировать интерес ребенка к процессу образования;

- своевременно информировать учителя о рекомендациях врача, особенностях режима дня ребенка, а образовательное учреждение – об отмене или возобновлении занятий (по уважительным причинам);

- создавать для ребенка и учителя оптимальные рабочие условия для проведения занятий дома;

- контролировать ведение дневника, выполнение домашних заданий;

- своевременно расписываться в журнале учета проводимых занятий (после каждого проведенного урока).

Права и обязанности педагогических работников.

Педагогический работник образовательного учреждения имеет права, предусмотренные Законом РФ «Об образовании».

Учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в форме индивидуального обучения на дому, обязан:

- знать специфику заболевания, особенности режима дня и организации домашних заданий;

- выполнять государственные программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей;

- развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

- контролировать учебную нагрузку, а также ведение учеником дневника (расписание, аттестация, запись домашних заданий) и расписываться в нем, не допускать утомления ребенка, составлять индивидуальные планы проведения уроков;

- своевременно заполнять журнал учета проводимых занятий, предоставлять родителям (законным представителям) его на подпись после каждого проведенного урока.

Классный руководитель обязан:

- согласовывать расписание занятий с родителями (законными представителями) и учителями – контролировать ведение дневника;

- поддерживать связь с обучающимся и его родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях учеников, состоянии здоровья и впечатлениях о процессе обучения;

- своевременно информировать администрацию школы о всех нарушениях в образовательном процессе.

Администрация школы обязана:

- готовить нормативные документы по организации образовательного процесса;

- контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже одного раза в четверть;

- контролировать своевременность проведения занятий на дому, ведение журнала учета;

- обеспечивать процесс обучения на дому квалифицированными кадрами;

- своевременно информировать родителей (законных представителей) о всех изменениях в образовательном процессе;

- делать соответствующие записи по проверке журнала индивидуального обучения и классного журнала с постановкой цели и выводов.

Порядок управления образовательным процессом.

Общее руководство образовательным процессом в форме индивидуального обучения на дому осуществляется администрацией школы.

В компетенцию администрации школы входят следующие управленческие действия:

- принятия решения об организации образовательного процесса;

- разработка и утверждение локального акта школы – Положение об организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому;

- контроль за организацией и осуществлением образовательного процесса;

- контроль за распределением и использованием денежных средств.

Примерное содержание папки «Индивидуальное обучение на дому».

В папку рекомендуется включить следующие документы:

·          Положение  «Об  организации  индивидуального  обучения  детей  на  дому»; 

·         приказы (копии) «Об индивидуальном обучении на дому» отдельно на каждого обучающегося;

·         справки (копии) из медицинского учреждения о рекомендации обучения;

·         выписка из решения ПМПКа (ежегодно на учебный год с указанием сроков обучения);

·         расписание уроков индивидуального обучения на каждого ученика, письменно согласованное с родителями (законными представителями);

·         список учителей, работающих в форме индивидуального обучения;

·         учебно-методические комплекты индивидуального обучения на дому (программы, учебный план, тематические и поурочные планирования, тексты проверочных и контрольных работ);

·         план по внутришкольному контроляю индивидуального обучения на дому;

·         заявления родителей (законных представителей);

·         рекомендации психолога, логопеда, ПМПКа по работе с детьми, обучающимися на дому.

Оформление классного журнала и журнала индивидуальных занятий.

На каждого обучающегося оформляется журнал индивидуальных занятий, куда заносятся даты занятий в соответствии с расписанием, согласованным с родителями (законными представителями) обучающегося и утвержденным руководителем образовательного учреждения, содержание пройденного материала, количество часов. Отметки текущей аттестации выставляются в журнал индивидуальных занятий. После проведения учителем урока родитель (законный представитель) ставит свою подпись в журнале (можно в графе «Домашние задания»). На основании этих записей производится оплата труда педагогических  работников.

В классный журнал, где имеются обучающиеся на дому, вкладывается копия приказа. Четвертные, годовые, итоговые отметки переносятся из журнала индивидуального обучения на дому, с подписью родителей (законных представителей), в классный журнал соответствующего класса. Таким же образом в классный журнал вносятся сведения о переводе из класса в класс, о выпуске из образовательного учреждения.

В случае частичной порчи (полной утраты) журнала индивидуального обучения на дому составляется акт обследования степени утраты данного документа  и выносится решение по данному факту. В случае невосполнимости данных испорченного или утерянного журнала комиссия составляет соответствующий акт списания и принимает решение о перенесении сохранившихся данных в новый журнал. Утраченные данные восстанавливаются по имеющимся в распоряжении учителя документам: дневник, тетради обучающегося, поурочные и тематические планы.

          Журнал индивидуального обучения на дому хранится в архиве учреждения 5 лет.

Внутренняя документация образовательного учреждения.

·         Решение педагогического совета. В повестке дня августовского педагогического совета рассматривается вопрос о праве обучающихся на получение образования в форме обучения на дому по индивидуальным учебным планам.

          В протоколе педагогического совета записывается следующее решение:

          1. Предоставить обучающимся школы по заявлению родителей (законных представителей) и медицинским показаниям в 2009 – 2010 учебном году получение образования в форме обучения на дому по индивидуальным учебным планам.

          2. Организовать по заявлению родителей (законных представителей) и медицинским показаниям индивидуальное обучение на дому обучающихся школы. Ответственность за организацию и реализацию образовательного процесса на основе индивидуального обучения на дому возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

          3. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе взять под контроль процесс индивидуального обучения на дому и его результативность.

·         Приказ по школе с указанием:

- ФИО ребенка без сокращений;

- утверждения индивидуального учебного плана;

- назначение учителей с указанием часов недельной нагрузки.

·         Расписание уроков индивидуального обучения на дому.

          Заместитель директора по УВР составляет расписание уроков для каждого обучающегося на дому индивидуально.

Примерный учебный план надомного обучения.

 

Предмет

Учебная нагрузка, количество часов в неделю

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

Русский язык

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

Башкирский язык

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Литература

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Математика (алгебра/геометрия)

3

   2

2

2

4

3

1/1

1/1

1/1

2/1

2/1

Окружающий мир

1

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

Биология

 

 

 

 

 

 

1

0,5

0,5

1

1

Химия

 

 

 

 

 

 

 

0,5

1

1

1

Физика

 

 

 

 

 

 

0,5

0,5

1

1

1

География

 

 

 

 

 

1

0,5

0,5

0,5

1

 

История

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

2

Иностранный язык

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого часов:

8

8

8

8

10

10

10

10

11

12

12

 

Примечания:

1. Курсы с малым количеством часов рекомендуется изучать по полугодиям или 1 раз в 2 недели.

2. Окружающий мир интегрируется с ОБЖ.

3. Преподавание курсов биологии, физики, химии должно носить экологизированный характер.